Дизайн

Aquascaping Philosophy 102

Родительская категория: Статьи
Просмотров: 7425
Оригинал статьи: Aquascaping Philosophy 102
Steven Chong (Стивен Чонг)
перевод: Paul Green

Вторая статья Стивена Чонга. Предлагаю вашему вниманию очередной перевод. В «Философии акваскейпинга 101» я обсуждал становление акваскейпинга как творческого пути. В частности, обсуждались предпосылки ценности акваскейпинга как вида искусства и надежды на его будущий расцвет. Статья получилась идеализированная и оптимистичная. 102 – полная противоположность, в которой внимание уделено более приземленным аспектам акваскейпинга. По существу я закладываю некоторые элементарные правила акваскейпинга, правила дизайна, точнее «запреты» и ограничения. Несмотря на вышесказанное все же помните, что правила в искусстве существуют для того, чтобы их нарушать. Однако нарушать правила позволяет только их предварительное понимание, и надо же с чего-то начинать новичкам акваскейпинга.
Перед тем как начать отмечу, что это начальный уровень, а не «детский». Поэтому я не буду обсуждать такие вещи, как отличия между природой и цветочной аранжировкой (“the differences between Nature and Flower Arrangement” в оригинале – прим. перев.) (используя терминологию Амано), золотое сечение или другие аспекты, которые широко рассмотрены в литературе. «Философию акваскейпинга» следует читать параллельно с выпусками «Nature Aquarium World» или другими широко распространенными пособиями для начинающих. В качестве подобного хорошего пособия я назову «Основы акваскейпинга 1-3» Джорджа Фармера, которые можно найти на форуме Aquaessentials (aquaessentials.co.uk – прим. перев.)

Начинающим аквадизайнерам

Если вы прочитали базовые материалы по теме (надеюсь, что и Nature Aquarium World I в том числе), вы должны были повстречать имя Такаши Амано несколько раз. Амано действительно является художником, который превознес акваскейпинг на современный уровень. В последнее время внимание фокусируется на природной школе акваскейпинга, основой которой являются японские и азиатские эстетические идеалы и работы Амано. Я также отношу себя к этой «природной школе», поэтому в статье будут обсуждаться наработки, относящиеся именно к природной школе акваскейпинга.

Синдром «поля перед стеной»
Когда кто-то открывает для себя мир акваскейпинга, его взору предстают драгоценности этого мира. Начинающего акваскейпера зачаровывают искрящиеся поля риччии или Hemiantus callitricoides и блестящие красные длинностебельные растения, такие как Ludwigia arcuata или Eusteralis stellata. Завороженный этими растениями, он старается достать их в первую очередь. Обычный результат в этом случае – развитие синдрома «поля перед стеной» (СППС).
СППС – наиболее частая ошибка начинающих аквадизайнеров, а проявляется она в виде создания лейаута (англ. layout – «план», здесь «схема размещения растений и декоративных элементов в аквариуме» – прим. перев.) с огромным пространством, отведенным растениям переднего и/или заднего плана, и почти без среднего плана. В результате мы видим поле перед стеной длинностебельных растений.
Даже если растения растут хорошо, в результате получится плоский, визуально непритягательный акваскейп. Его части не сочетаются друг с другом должным образом, и акваскейп получается разбитым. Кроме того, такой лейаут не создается чувства глубины и поэтому выглядет маленьким и скучным. Чтобы создать хороший лейаут, нужно обязательно победить СППС.

Создавая основу
Так же как и во многих других дисциплинах, ключ к созданию хорошего акваскейпа состоит в закладке мощного основания. В акваскейпинге имеются три основные состовляющие лейаута: передний, средний и задний план. Вы должны хорошо владеть этими понятиями. Один из секретов создания привлекательного лейаута состоит в унификации этих трех частей в интересный, обладающий глубиной дизайн. Для этой цели и необходимо заложить сильный фундамент.
Я подхожу к тому, что наиболее важный их этой тройки средний план. Опытные аквариумные дизайнеры могут привносить инновации в передний или задний план, но даже для лучших дизайн среднего плана остается решающим. На самом деле, инновации в переднем и заднем планах обычно черпаются из понимания среднего плана. Начинающим стоит сфокусировать внимание именно на среднем плане. Можно иметь красивые растения на переднем и заднем планах, но акваскейп может все равно выглядеть плоско и безжизненно. С другой стороны акваскейпы с передним планом из простого песка и вообще без растений заднего плана, но с хорошо спланированным средним планом могут выглядеть притягательными для глаза.
Традиционно в природных аквариумах средний план населен эпифитами и небольшими густыми длинностебельными растениями, такими как:
Эпифиты:
Различные виды мхов (Taxiphyllum, Vesicularia и fissiden из наиболее доступных)
Anubias sp.
Microsorium (разновидности яванского папоротника)
Bolbitis

Длинностебельные растения:
Hemianthus micranthemoides
Micranthemum umbrossum
Rotala rotundifolia “Green”
Microcarpea minima
Bacopa sp.

Имейте в виду, что в зависимости от размера аквариума и дизайна растения переднего и заднего плана также могут быть использованы для среднего плана. Растения, размножающиеся отпрысками, такие как криптокорины, элеохарисы и Echinodorus tenellus в зависимости от размера водоема и дизайна могут быть использованы как для переднего, так и для среднего плана. В лейаутах с передним планам из песка даже Hemianthus callitrchoides может стать растением среднего плана.
Кроме вышеназванных видов растений средний план (особенно в природном аквариуме) традиционно является местом размещения декораций, таких как дерево и камни. Только с тщательным использованием всех этих элементов можно заложить основание лейаута.
Испугались?
Средний план является областью, требующей наибольшего проявления артистических способностей и креативности. Даже новичок подсознательно это понимает и зачастую из-за этого вырабатывает у себя страх перед средним планом. Это очередная причина, по которой СППС так широко встречается во многих лейаутах. Однако чтобы совершенствоваться, аквадизайнер должен победить этот страх и встретиться с передним планом «лицом к лицу». Даже если его первые попытки неважные, он должен пробовать, ведь только пробуя, можно совершенствоваться.

В поисках собственного стиля
К сожалению из-за того, что средний план наиболее требователен к креативности, здесь я не могу ничего толком посоветовать. Это что-то, что нужно понять самостоятельно через собственные старания. Именно здесь нужно применять ваше вдохновение и идеи.
Художник - это человек, который посещает странные места и делает странные вещи, отчаянно обращая внимание на каждую маленькую деталь в надежде натолкнуться на вдохновение или понимание чего-либо. Это человек, который держит альбом недалеко от кровати, чтобы очнувшись от внушающего трепет сна, быстрее набросать увиденное перед тем, как оно исчезнет. Это человек, который останавливается посмотреть на маленькие куртины травы на краю тротуара. Это человек, который всегда смотрит на небо. Это человек, который рутинно просматривает работы других художников. Это человек, который в поисках вдохновения отправится путешествовать в дальние дали, несмотря на опасность умереть от водоворотов, ядовитой картошки и рокота храпящих соседей-американцев (если вы читали “Nature Aquarium World”, вы поймете о чем я).
Если вы чувствуете себя неуверенно перед лицом проблемы креативности, просто позвольте вдохновению, этому подсознательному чувству творческого человека, помочь вам в принятии решений. Это немного похоже на интуицию, чем больше вы занимаетесь, тем ближе результат. Откровенно говоря, талант здесь также немаловажен. У некоторых людей его больше в тех или иных областях. Осознайте, что мир несправедлив. Используйте то, что вам дано, продвигайтесь как можно дальше и совершенствуйтесь как можно больше.
Подсказка: ивагуми неплохо подходит для начала. Очерченные правила помогут вам не сделать ошибок и научат многому для лучшего позиционирования камней даже в обычных лейаутах.

Другие отвлекающие моменты:

В пределах школы природного аквариума изначально в Азии возникли и другие, более мелкие направления. Однако эти отвлекающие направления выглядят не слишком естественно, и, стоит отметить, их лучше обходить стороной.

Стиль «Тонина»
Хотя эти растения и нелегко достать, многие должно быть знакомы с растениями из групп Tonina и Eriocaulon. Эти растения стали ассоциироваться со словами «редкий», «дорогой», «новейший». К лучшему это или к худшему, у людей есть тенденция приравнивать эти слова к слову «желанный». Эти растения очень красивы, и к тому же требовательны в культивировании. Те, кто помешан на всем «самом последнем и самом лучшем», зачастую обращаются к этим растениям.

Я видел много аквариумов, оснащенных дорогим оборудованием ADA, включая фирменные почвы, сильное освещение и CO2, предназначенных для тонин и получающих многие страницы отзывов.

Проблема в том, что ни один из них не был действительно привлекательным.

Я не видел ни одного примера использования тонин и эриокаулонов в акваскейпах высшего класса; обычно даже если эти растения используются, создается впечатление, что композиция была бы лучше без них. Во всей истории ADA International Aquatic Plant Layout Contest среди победителей не было ни одного аквариума с использованием тонин или эриокаулонов. Просматривая брошюры соревнований 2005 и 2006 годов можно заметить, что эти растения начинают исчезать, когда добираешься до сотни лучших работ, и их совсем нет среди лучших 50.

С чего бы это?
Конечно это проблема объема. Сколько вы знаете счастливых владельцев сорока с хвостиком разновидностей эриокаулона? Коллекционирование – это также проблема, т. к. большинство любителей тонин и эриокаулонов подвержено коллекционированию. Другая проблема связана с тем, что большинство серьезных акваскейперов замечают отсутствие хороших акваскейпов с этими растениями и предпочитают не иметь с ними дела. Дорогие растения, которые в целом не выглядят слишком хорошо в акваскейпах, не интересуют серьезных аквариумных дизайнеров.
Кроме проблем с ценами, выращиванием и коллекционированием есть и другая: эти растения просто напросто нелегко использовать с точки зрения природного аквариума.
Тонины и эриокаулоны слишком «длинноногие». Дизайнеры и природных, и голландских аквариумов предпочитают формировать густые «кусты» и обычно прячут ножки длинностебельных растений более мелкими видами или декорациями. По сравнению с роталой, хемиантусом или людивигией, которые прекрасно кустятся и ветвятся, форма куста тонин выглядит менее приемлемо. Длинный прямой стебель, увенчанный «помпоном» на верхушке, не является лучшей формой. Наиболее широко распространенный мотив, который воплощают длинностебельные растения, – деревья и кусты. Тонины не подходят ни для первого, ни для второго.
Более мелкие эриокаулоны имели бы больше потенциала для использования, если их можно было бы вырастить более густо. Когда я первый раз увидел Pogostemon helferi (“Dow Noi”), я тут же мысленно отнес его к группе «слишком дорогих растений, ничего не дающих для дизайна» вместе с эриукаулономи и тонинами, только потому, что они происходят их той же среды любителей коллекционирования и выращивания сложных растения. Однако несколько месяцев спустя я вынужден был забрать свои слова обратно. Многие акваскейпры, включая Оливера Кнотта, смогли использовать этот рдест с удивительным эффектом. Сочетание Hemianthus callitrchoides и густых кустиков “Dow Noi” теперь широко известно как замечательное и сильное средство для среднего плана. Густой рост и другие свойства “Dow Noi” позволили возыметь успех даже в серьезном акваскейпинге. Если бы можно было вырастить эриокаулон в таком же стиле, вероятно его постиг бы такой же успех. Однако пока наблюдатель видит только отдельные, разделенные промежутками растения. Такая аранжировка в лучшем случае отвлекает или даже является визуально раздражительной.
Недостаток эриокаулонов и тонин так же заключается в том, что они не очень похожи на наземные растения. Ситуация напоминает морские аквариумы. Аквариумы с тонинами часто не способны воздействовать на инстинкты человека. Они выглядят слишком чуждо. Хотя они и красивы, они не задевают наши воспоминания.
Все это сказано не для того, чтобы доказать, что сделать хороший акваскейп с этими растениями невозможно, а скорее чтобы подчеркнуть, что это сложно и еще не осуществлено. Нужно понимать, что тонины и эриокаулоны сложны не только в культивировании, но и в акваскейпинге. Они как продвинутые, не опробованные инструменты, от которых новичкам лучше держаться подальше. Для их эффективного использования требуется художественная зрелость и вдохновение. У меня самого пока только несколько расплывчатых идей насчет использования этих растений, но я жду не дождусь попробовать их собственноручно.
В общем, нужно иметь в виду, что Синдром Помешательства на Тонинах (СПТ), является разновидностью коллекционирования, и может быть таким же тормозом, как и СППС.

Мхи и люди, овладеваемые ими

Другая субкультура коллекционирования растений, особенно развивающаяся в Юго-Восточной Азии, - это коллекционирование мхов. Усилиями некого К. Л. Ло, работающего с сингапурским обществом мхов, и сингапурского бриолога по имени д-р Тан большое количество различных видов мхов стало доступно для обывателя и определено. Точная идентификация видов особенно ценна для создания более обширного рынка, т.к. многие виды мхов практически неразличимы. С помощью д-ра Тана и сайта killies.com стала доступна корректная информация по водным мхам, и рынок мхов значительно вырос.
Новые инструменты стали доступны аквариумным дизайнерам, которые всегда стремятся быть в курсе новых растений и их внешнего вида. Если вы еще не посетили killies.com и не обновили ваши знания о мхах, то я вам настоятельно рекомендую это сделать. Т.к. мхи являются основными элементами среднего плана, понятно, что они могут быть основными элементами дизайна в целом. С самого начала Амано часто использовал Taxiphyllum barbieri (яванский мох, хотя его ошибочно называют ивовым мхом во всех книгах Амано и ADA). Мхи также высоко ценятся в японском садоводстве, из которого многое почерпнул природный аквариум.
Таким образом, все должно быть в умеренных количествах. Мох – это неотъемлемая часть, но далеко не главный игрок в хорошем дизайне. Мох используется профессиональными дизайнерами для придания теплоты и мягкости слишком грубым декорациям или областям переднего плана. Однако если использовать слишком много мха, то картинка становится слишком «мохнатой». В большинстве случаев лучше всего комбинировать мягкость мха с более резкими элементами, например древесиной, камнями или растениями с крупными листьями, например папоротниками, анубиасами, криптокоринами или даже глоссостигмой.
Имейте в виду, что любой вид коллекционирования – это бедствие для убежденного аквариумного дизайнера. Цель ведь в том, чтобы «поймать» вдохновение, воплотить его в идею и только потом собрать именно те растения, которые нужны для воплощения идеи. Собирание десяти с хвостиком видов мха и безнадежные попытки «впихнуть» эти виды в один аквариум не подходят для осуществления этого процесса. Если вы позволите Синдрому Помешательства на Мхах (СПМ) завладеть вами, то вы никогда не сможете создать лейаут, который бы не выглядел как клок волос.

Стены из мха
В последнее время стали популярными стены из мха, особенно с расширением культивирования мха в Юго-Восточной Азии. Идея состоит в том, что стена создает красивый, естественно выглядящий фон.

Позвольте задать Вам простой вопрос:
Когда вы в последний раз видели лейаут в стиле Амано или ADA, где бы использовалась стена из мха?

Ответ: никогда. Амано прекрасно чувствует принцип Дзен «Создай целую Вселенную в ограниченном пространстве». Действительно, большинство из нас хотят, чтобы наши аквариумы казались больше, чем они на самом деле. Именно поэтому обращают внимание на небольших рыбок, глубокие аквариумы и растения с мелкой листвой. Благодаря этому также стали популярными бескаркасные аквариумы и «засвеченный» задний фон, чтобы достичь эффекта «безграничности» аквариума с целью стирания границ аквариума.

Что же случается, если кто-то строит стену из мха? Что случается с дизайном, если кто-то выращивает много растений на СТЕНЕ, привлекая много внимания к СТЕНЕ и четко определяя и подчеркивая существование СТЕНЫ? Правильно. Границы акваскейпа становятся очень четкими, и аквариум выглядит очень-очень маленьким. И тесным.
Поэтому я в общем советую не использовать стен из мха. Для новичков это табу, ошибка в дизайне. У продвинутых дизайнеров, как всегда, правила могут быть нарушены, но лучше уж вам подыскать чертовски хорошую причину для использования моховой стены и действовать очень тактично и творчески.
Перечислю другие объекты, «опасные» в смысле коллекционирования:
- Растения переднего плана: вовсе не нужно собирать их все. Это вам не покемон;
- Разноцветные креветки (где вы последний раз видели луг с коровами в красную и белую полоску?);
- Самые новые и редкие рыбы, которые, возможно, не подходят для вашего аквариума;
- Улитки
- и др.

Чтобы стать хорошим аквариумным дизайнером нужно, чтобы ваши решения были продиктованы искусством, а не проблемами нехватки денег, времени и побочными отвлекающими интересами (например, коллекционирование). Конечно все это будет постоянно присутствовать, и невозможно от этого полностью избавиться, но нужно постараться уменьшить влияние этих эффектов, насколько это возможно. Развивайте ваше вдохновение и видение мира, действуйте во имя вдохновения и видения. Тогда вы будете постоянно совершенствоваться.

Таким образом, ваше творческое будущее зависит как от мышления, так и от интуиции, поэтому ждите приятных неожиданностей, когда что-то получается лучше, чем предполагалось. Ищите эти неожиданности, случайные встречи с людьми, местами, растениями или рыбами, которые разожгут огонь вашей интуиции. «Да вот же оно, идиот! Хватит думать, прислушайся ко мне!» Ведь без этого тоже нельзя быть художником.

В качестве напутственного слова я процитирую Лаодзы:

Давай жизнь вещам, взращивай их,
Давай им жизнь, ими не владея,
Действуй, не полагаясь на способности свои,
Веди их за собой, но не властвуй –
Это и есть истинная добродетель.

© 2007 перевод Paul Green


Обсуждение статьи